Рубрика ОБЗОРЫ

Виктор Серебряков

С чистого листа

Предварительный усилитель KR Audio P130
Оконечные усилители KR Audio Kronzilla DX

    Юнис Крон родилась и выросла в Нью-Йорке, там же получила медицинское образование. Во время поездки в Италию познакомилась с Риккардо Кроном, чья семья владела рестораном в Милане. Все семейные интересы крутились в этой сфере, однако сам Риккардо увлекался отнюдь не кулинарными изысками, расстраивая, по всей вероятности, тем самым своих близких. Он увлекался музыкой, и в частности — ламповой техникой для ее воспроизведения, которая, как он считал, лучше всего для этого подходит. Его отец был скрипачом в миланской консерватории, так что, вероятно, именно он «виноват» в увлечении сына, которое перевесило чашу весов. Выйдя замуж, Юнис приняла и разделила страсть супруга к музыке и к усилительной технике.

KR


Предварительный усилитель KR Audio P130 (164 000 руб.)
Технические характеристики (по данным производителя)

Частотный диапазон, –3 дБ 10 Гц – 100 кГц
Входной/выходной импеданс 47/2 кОм
Габариты 365 х 85 х 260 мм
Масса 6,5 кг

 

   Однажды на блошином рынке Риккардо встретил человека, который лихорадочно скупал старые радиолампы. Звали его Алеша Ваич, и он владел небольшой фирмой, созданной «на руинах» бывшего социалистического предприятия Tesla в Чехии. После общения им пришла в голову, казалось бы, безумная на тот момент идея — возобновить производство радиоламп и звукоусилительной техники на их базе. Ведь очевидно, что ни в Италии, ни в Германии, ни даже в Штатах сделать этого физически невозможно — и дело не только и не столько в том, что подобное производство было бы слишком затратным, а в пресловутом «человеческом факторе». В Восточной Европе еще оставались специалисты и оборудование, ранее задействованные в советской военной программе и оставшиеся не у дел после развала Союза: они как никто другой могли справиться с подобной задачей.

    Начать решено было с реплик известных и востребованных радиоламп западного образца. Впоследствии добавились и собственные разработки, а также готовая ламповая аппаратура, среди которой самым известным продуктом компании является усилитель Kronzilla, разработанный в самом конце прошлого тысячеления. К сожалению, он стал последней работой Риккардо, 10 лет назад он ушел из жизни. Юнис подхватила и продолжила дело мужа — и сегодня мы познакомимся с предварительным усилителем P130, впервые представленным 2 года назад на выставке в Лас-Вегасе, а также моноблоками Kronzilla DX.

KR
    Предусилитель P130 — относительно небольших габаритов черный корпус с двумя лампами KR05 собственной разработки. Имеет 4 входа, один из которых предназначен для подключения проигрывателя грампластинок. Являясь «темной лошадкой», он, тем не менее, в полной мере отвечает за создание самого приятного впечатления от прослушивания. Думается, не малую роль в этом играют именно лампы, при изготовлении которых, по всей видимости, пользовались классическими принципами конструирования, применявшимися до эпохи унификации и миниатюризации: об этом говорят, как минимум, размеры и цоколь лампы. Официальный сайт не указывает, что именно это за лампа, но, по всей видимости, это триод косвенного накала.

   Измышления о том, что гибридная техника сочетает в себе возможности полупроводников и выразительность ламповых решений, — секрет Полишинеля. Если лет десять тому назад мне еще встречались люди, удивленно округляющие глаза и указующие на ламповый усилитель с немым вопросом: «Что это?!», то сегодня, как мне кажется, их почти не осталось. Да, все еще велико количество тех, кто не понимает, из-за чего весь сыр-бор, как и тех, кто считает, что лампа — декоративный анахронизм и у нее нет будущего. Ироническую усмешку вызывает безапелляционный апломб познавательных передач о том, как был изобретен транзистор и тем самым был вынесен приговор лампам. Безусловно, это был прорыв, благодаря которому — ну, как минимум, именно в этот самый момент — можно читать эту статью, но лампы не умерли. Они вышли из повседневного обращения и заняли свою собственную, особенную нишу. Нишу качественного звуковоспроизведения. И если мы задумаемся о том, хорошо это или нет, то поймем, что аппаратура для воспроизведения музыки наномикрирует с пугающей быстротой и вот уже помещается на ладони, вместе с «залитой» в нее музыкальной коллекцией. Музыка стала доступнее. Но если подумать еще вот о чем... Не так давно каждый усилитель играл как ламповый... потому что и был ламповый! А музыки было меньше, но отчего-то мне кажется, что это шло ей на пользу. Впрочем, это тема для совершенно другой статьи.

    Признаться, воинствующие «ламповики» меня всегда немного пугали — впрочем, как и «транзисторщики». Я не против собственных убеждений и принципов. Я за то, чтоб яйца употреблялись в пищу, а не использовались как повод в войне. А накал страстей на некоторых аудиофорумах очень сильно напоминает паровой котел, у которого заело клапан.

    KR Audio — а правильнее, наверное, будет говорить о самом Риккардо Кроне как о человеке, не просто создавшем компанию, но и задавшем вектор ее развития на годы вперед... так вот мне кажется, что в нем уживались романтическая возвышенность и здоровая земная прагматичность. Он четко понимал, чего хочет, и концентрировал свои усилия в нужном направлении. Нет мощных ламп — их можно изготовить. Для этого нужно поднять производство почти с нуля? Значит, будет поднято. На этом фоне выточить ручку под золото и выстругать планку из ореха на переднюю панель — плевое дело, но нет! Украшение продукции KR Audio — лампы собственного изготовления. И точка. Позиция, достойная если не понимания, то уважения. И так во всем.

  KR

   Здравый смысл диктует необходимость воспользоваться преимуществами и ламп, и полупроводников? — значит, будут применены гибридные схемы усилителей. Но какие именно? Какой гибрид правильнее? С транзистором в предварительном каскаде и лампами на выходе? Или наоборот? История знает удачные примеры и тех и других, хотя идеологически они друг от друга должны отстоять дальше, чем Лилипутия от Блефуску. За первый вариант обычно ратуют те, для кого важен правильный звук, за второй — те, для кого важнее выходная мощность. В KR Audio рассудили просто: важно и то, и другое, поэтому лампы будут стоять в выходном каскаде — и он будет мощным. Для того, чтобы не городить схему с гроздьями ламп, включенных в параллель, проблему решили «в лоб». Изготовлением собственной лампы необходимой мощности. Как итог — потрясающая прозрачность и ощущение воздуха при очень приличных динамических характеристиках.

    По одной из версий, лампа T1610 была разработана на KR Audio для Cary Audio как замена пары ламп RCA 805 (военное обозначение VT143). В любой паре со временем наблюдается увеличение разброса характеристик; кроме того, изначально VT143 разрабатывалась как генераторный ВЧ-триод (что уже ставит под вопрос ее звуковые качества). К слову, 1610=805х2... По другой версии, 1610 — модифицированный вариант Western Electric 308B. Так это на самом деле или нет, уже не столь важно. Важно, что разработка Т1610 позволила решить большинство проблем. Одновременно с этим были выработаны основные принципы концепции, которых стали придерживаться и которые не утратили своей значимости и по сей день. А именно: однотактная схема усилителя, работающего в классе А, отсутствие общей и минимизация местных обратных связей.

KR
Оконечные усилители KR Audio Kronzilla DX (1 779 000 руб.*)
Технические характеристики (по данным производителя)

Выходная мощность, 3% КНИ 100 Вт
Частотный диапазон, –3 дБ 20 Гц – 20 кГц
Входной импеданс 47 кОм
Габариты 385 х 415 х 550 мм
Масса 37 кг

   * за пару, с лампами

KR


    Используемые во входном каскаде полевые транзисторы обеспечивают стабильный ток, в то время как лампа — большое выходное напряжение. С одной стороны, ничего такого, что не было бы известно ранее, с другой — концентрация на задаче, позволившая вместо сборочного производства создать предприятие полного цикла.

    Колбы изготовлены из боросиликатного стекла Simax, фактически — это клон более известных Schott и Pyrex. Экскурсия по фабрике с большой степенью вероятности позволяет предположить если не полностью ручное производство на аутентичном оборудовании, то, как минимум, ручной труд в операциях по установке электродов, вакуумированию и запайке колб. Учитывая открытую установку ламп в усилителях, качество изготовления стекла имеет первостатейное значение. Подождав несколько минут, отводимых на прогрев всех элементов, заряжаем старый добрый...

KR

KR

KR

    «Machine Head» — и в порядке, отложившемся в памяти со студенческих лет, слушаем все подряд, от «Highway Star» до бонусной «When A Blind Man Cries». На ум приходят две мысли. Первая: Deep Purple вместе с Pink Floyd — самые заслуженные «рок-тестеры» на постсоветстком пространстве, да еще старина Нопфлер и вездесущий Eagles. Мысль вторая: «Кронзиллы» играют рок так, словно они специально созданы для этого. Всё, что нужно для счастья человеку, сохранившему верность музыкальным пристрастиям юности, в них присутствует в полной мере, только отнюдь не ограничивается рамками жанра.

    Барочная музыка — и снова попадание в десятку. Звук виолончели сочен, тягуч и неспешен. Он льется, навевая ассоциации с песком внутри колбы. Смычковые инструменты приобретают особую изысканность и напевность. Как ни странно, этот звук не просто понравился. Он меня удивил — а мне казалось, что это уже невозможно. Мне захотелось эти усилители, потому что такого масштабного и ясного звучания я не припомню уже давно. Можно долго описывать впечатления от воспроизводства того или иного жанра, но, как мне кажется, в данном случае есть риск не совладать с задачей, ибо комплект KR Audio «расскажет» о себе куда лучше, чем это сделаю я.

KR
ВЫВОД

Это одна из самых интересных конструкций, встретившихся на моем пути. Рекомендация абсолютная, невзирая на жанры и предпочтения. И, думается, наши западные братья-славяне не просто создали шедевр: они создали прецедент. Поскольку до этого меломан в поисках не просто качественного, но живого воспроизведения, шествуя в сторону однотактных решений, упирался в тупик из-за малой мощности подобных усилителей. Теперь у него появилась альтернатива. И он свободен в своем выборе. Эх... вот если б лампочки еще светились чуть ярче.

Контрольная система

Акустические системы Sonus faber Amati futura;
SACD-проигрыватель McIntosh MCD1100;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели Musical Wire Cadence Signature;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС Musical Wire Cadence Signature.

Комментариев 0

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Забыли пароль?