Рубрика ОБЗОРЫ

Максим Семейкин

Не сбиваясь с пути

Акустические системы ProAc D40R

Английская компания ProAc под бессменным руководством Стюарта Тайлера присутствует на рынке высококачественных домашних (вопреки своему названию) акустических систем с 1979 года. Дебютной моделью в свое время стали теперь уже легендарные микромониторы Tablette, чуть ли не в десятой модификации выпускающиеся и поныне. Если же говорить о самых известных колонках ProAc, то это, несомненно, Response 2.5, оказавшиеся в итоге своего рода «притчей во языцех» для огромного числа самодельщиков. Но мы сегодня поговорим о чуть менее известных, но однозначно заслуживающих самого пристального внимания акустических системах.

Спустя 10 лет с момента основания компании было начато производство флагманской на тот момент серии Response, и уже через пару лет выпущены первые прообразы тестируемых нами сегодня АС — модель Response 3. За ней последовали конструктивно схожие модификации 3S и 3.5, а вот модель 3.8 уже получила существенные отличия. Прежде всего, в настоящий момент это единственные акустические системы данной (техно)логической цепочки, не предусматривающие центрального размещения твитера относительно пары НЧ-динамиков. Затем, в качестве материала диффузоров этих динамиков был впервые использован не полипропилен, а бумажная масса, армированная углеволокном. Наконец, порт фазоинвертора «переехал» с фронтальной панели на тыловую. Как видим, эволюционные изменения конструкции уступили место поистине революционным. Дальше — больше.

 

Модель D38, появившаяся на свет в начале третьего тысячелетия, не только избавилась от точки и приобрела букву в своем индексе (предположительно — от слова Dynamic), но и снова получила целый ряд изменений в конструкции. Из наиболее существенных отмечу впервые использованное центральное расположение твитера относительно боковых граней (а также возврат к MTM-конфигурации), полипропилен с пропиткой в качестве материала диффузоров НЧ-динамиков и нижнее расположение порта фазоинвертора, с выходом в опорную плиту, как на тогдашнем флагмане D100, с целью минимизации влияния комнаты прослушивания на звучание АС. Смысл подобной конструкции заключается в том, что разработчику заранее известно расстояние от выхода порта до первой отражающей поверхности (т.е. опорной плиты), и он может использовать это значение в процессе расчета характеристики звукового давления фазоинвертора.

Хочу напомнить, что на стыке веков компания недолгое время выпускала весьма специфическую линейку Future, в которой, в числе прочих инноваций, использовались ленточные ВЧ-излучатели. В 2008 году этот опыт получил дальнейшее развитие в модификации модели D80 с индексом R, а еще год спустя — и в модели D38. В этом же году на заслуженный отдых отправился вышеупомянутый флагман модельного ряда, АС D100, а ему на смену пришла радикально иная модель — Carbon Pro Eight, где к ленточному излучателю добавились, сообразно названию линейки, диффузоры НЧ-динамиков из углеволокна. Поговаривают, что выбор подобного материала объяснялся, помимо своих акустических качеств, еще и территориальной близостью к штаб-квартире «формульной» команды Mercedes AMG Petronas.

Как бы то ни было, но модель D40(R), выпущенная в прошлом году, спустя почти 8 лет с начала производства D38, разрабатывалась «с оглядкой» именно на серию Carbon. Прежде всего это касается пары НЧ-динамиков, чьи диффузоры диаметром 130 мм изготовлены из углеволокна, пропитанного полимерным составом, отполированного с внешней стороны и покрытого лаком с внутренней. Оба динамика нагружены на порт фазоинвертора, направленный в опорную плиту корпуса. В качестве твитера в нашем случае используется ленточный излучатель площадью 6 см2 из гофрированной фольги с магнитной системой на основе сплава AlNiCo, в модели же без индекса R он более привычный, с дюймовым мягким куполом. Две пары клемм для подключения усилителя по традиции поставляются компанией J.A.Michell Engineering.

Впервые за историю серии все динамики расположены на равном расстоянии относительно боковых граней, корпус по сравнению с 38-й моделью стал на пару дюймов ниже и на пару см уже, остальные значения ТТХ практически совпадают. Зазор между нижней панелью корпуса и опорной плитой теперь обеспечивается не фронтальной и тыловой панелями, а алюминиевыми проставками с антирезонансным покрытием (аналогичный материал используется в отделке корзин динамиков); в качестве ножек устанавливаются не шипы, а конусы. Обозревая сейчас более чем 20-летнюю историю «третьей» серии АС ProAc, превратившейся в итоге в «четвертую», вопреки распространенной среди производителей тетра­фобии (а возможно, что и с намеком на индекс первого полноценного флагмана компа­нии), видишь, как прихотлива и извилиста была конст­рукторская мысль в поисках если и не идеала, то, по крайней мере, оптимума. Неизменной на всем протяжении этой цепочки оста­валась лишь протяженность АЧХ: с опорных 20 Гц — и более чем на 10 октав вверх.

Нынешние варианты отделки корпуса: натуральный шпон черного ясеня, махагони, вишни (в нашем случае) и клена, а за отдельную плату возможны клен «птичий глаз», эбеновое дерево и новая отделка — палисандр. Хорошо известный в прошлом тисовый шпон более не используется. Изготовлены АС в Англии.

  ProAcПрослушивание

Рано или поздно любого из нас могут посетить мысли «о тщете всего сущего». Как правило, вслед за этим возникают забытые в суетливом беге времени понятия. Устои, традиции, обычаи. Попытка оглянуться назад. Подвести промежуточные итоги. Подбить баланс. Порефлексировать. Попытаться замедлить шаг и услышать, как падает каждая песчинка в песочных часах.

Даже беглый взгляд на ProAc D40R наводит на мысль, что её создателей более заботила эволюционная преемственность, нежели следование сиюминутным модным техническим тенденциям. Кажется, что образ акустических систем пронизан духом викторианского консерватизма.

Попытка описать её отличительные признаки, строгость (возможно, где-то аскетичность) форм — сродни попытке описания «Квадрата» Малевича. Но узнаётся она с первого взгляда. Единство формы и содержания как квинт­эс­сенция баланса при подходе к проектированию остается визитной карточкой фирмы. Вели­колепная отделка шпоном (оформление соседними слоями с вертикальной симметрией) осталась и в новой модели.

Как уже упоминалось выше, новые акустические системы наследуют своим «предкам», среди которых — и Response 2.5, и Response 3.8: они являлись, а, возможно, и являются абсолютными чемпионами по количеству созданных клонов. Пусть это подтверждение качества и признания их эталонными акустическими системами является косвенным, но мне оно кажется вполне убедительным. Признание, свидетельствующее об их востребованности, явственнее наград и призов, коих в истории компании ProAc тоже хватает. Что же касается звука... Давайте послушаем сами.

Подборка компакт-дисков для тестирования составлялась на основе представлений о «фамильной» универсальности акустических систем и их способности продемонстрировать «всеядность» — и, возможно, отсутствие жанровых предпочтений. Записи рояля и струнных инструментов, джазовые композиции, вокал, блюз, рок. Этакий джентльменский набор. Классические произведения, как лакмусовая бумажка, позволяют выявить основные способности акустических систем, и с точки зрения тестирования у них лишь один недостаток: не все потенциальные обладатели колонок являются приверженцами классической музыки.

Ставим диск Шарлотты Марджионо, исполняющей Вагнера. Её дивное сопрано раскрывается во всей своей красоте и силе. Богатство стилистических приёмов и интонационная выразительность позволяют судить о тех аспектах, которые зачастую просто невозможно оценить на другом материале. Это та самая тонкая материя, которая позволяет раскрыться душе музыкального произведения, или же дает возможность этой душе рождаться каждый раз заново. Это то, что делает неповторимой каждую новую запись.

Барочная музыка в исполнении «сороковых» звучит проникновенно и абсолютно естественно. Тембральное богатство скрипок не затеняет повисающих в воздухе послезвучий клавесина. Атмосфера камерности передаётся свободно и точно. Акустическое пространство зала буквально осязаемо, размещение музыкальных образов инструментов передано точно, без чрезмерного панорамирования. По сравнению с другими тестируемыми акустическими системами, возможно, они не столь ярки и воздушны, но более достоверны и выверенны. А волшебная скрипка Джулиано Карменьолы, с настоящими, не металлическими, жильными струнами и манерой исполнения, тяготеющей скорее к романтизму, чем к барокко, звучит как откровение.

Прослушивание блюзовых композиций позволило раскрыть ещё одну грань акустических систем — способность передавать драйв и страсть, присущие этому жанру. Блюз — музыка недосказанного, музыка «между строк». Музыка, позволяющая передать контекст. Блюзовый квадрат не сравнить с многомерностью и многоплановостью классического произведения. Тем важнее умение исполнителя донести музыкальную мысль — и способность музыкального тракта (и АС в этом тракте) не растерять её. Блюз — музыка интонаций и звукоизвлечения. И в этом смысле верный полу­акустический Gibson Чака звучит так же мощно и напористо, как и в 60-х годах. Разве что от записи к записи стряхивая «пыль времени», обретая всё более чистый и напористый звук. Прогресс звукозаписи движется куда быстрее появления новых музыкальных талантов.

AC/DC в интерпретации Response D40R обретают весь свой напор и мощь, словно им всегда по 20 лет. Напористая соло-гитара Янга, узнаваемый, с «фирменной» хрипотцой, вокал Джонсона и неподражаемые барабаны Фила Радда. Если говорить о масштабности звукового напора и о плотности баса, то, безусловно, у D40R найдутся конкуренты. Всё же c большой вероятностью 2-полосная конструкция не даёт того полновесного баса, как в случае с отдельным НЧ-драйвером. Однако по точности, собранности и управляемости низкочастотный диапазон не вызывает никаких нареканий.

 

ВЫВОД

Подводя итоги, отметим, что ProAC D40R — крайне неординарные акустические системы. Не обладая, на первый взгляд, ярко выраженными особенностями, они отличаются самым главным для акустических систем этого класса — способностью раскрыть истинную природу музыки. Ведь изначально акустические системы — всего лишь набор электрических и электромеханических компонентов. И только от мастерства производителя зависит, останется ли этот набор кучкой деталей — или станет «окном» в завораживающий мир музыкальных образов.

Более двухсот лет назад Шиллер дал миру понятие «идеал», а Стюарт Тайлер создал очередной шедевр на пути к его достижению.

Акустические системы Pro AC D40R (377 000 руб.)

Технические характеристики (по данным производителя)

Частотный диапазон, ±1,5 дБ 20 Гц – 30 кГц
Чувствительность 90 дБ
Номинальный импеданс 4 Ом
Рекомендованная мощность усилителя 10-250 Вт
Габариты 1200 х 212 х 342 мм
Масса 40 кг

Комментариев 0

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Забыли пароль?