Рубрика ОБЗОРЫ

Максим Семейкин

Шаг за шагом

Акустические системы ProAc Response D48R

  Три года назад, в первом номере нашего издания, мы опубликовали отчет о тестировании акустических систем ProAc Response D40R. Сегодня им на смену пришла модель D48R. Что изменилось, а что осталось прежним? Попробуем разобраться.

  Английская компания ProAc под руководством Стюарта Тайлера присутствует на рынке высококачественных домашних акустических систем с 1979 года. Спустя 10 лет с момента основания было начато производство флагманской на тот момент серии Response и уже через пару лет выпущены первые прообразы тестируемых нами сегодня АС — модель Response 3 (под индексами 1 и 2 на тот момент уже выпускались полочные АС). За ней последовали конструктивно схожие модификации 3S и 3.5, а вот модель 3.8 уже получила существенные отличия. Прежде всего, она не предусматривала МТМ-конфигурацию динамиков, вместо этого твитер располагался над парой НЧ-излучателей. Затем, в качестве материала диффузоров был впервые использован не полипропилен, а бумажная масса, армированная углеволокном. Наконец, порт фазоинвертора «переехал» с фронтальной панели на тыловую.

  Модель D38, появившаяся на свет в начале третьего тысячелетия, не только избавилась от точки и приобрела букву в своем индексе (от слова Dynamic), но и снова получила целый ряд изменений в конструкции. Из наиболее существенных отмечу впервые использованное центральное расположение твитера относительно боковых граней (а также и возврат к MTM-конфигурации), полипропилен с покрытием в качестве материала диффузоров НЧ-динамиков и нижнее расположение порта фазоинвертора, с выходом в опорную плиту.

  В 2009 году модель D38 получила опциональную приставку R (от Ribbon) и возможность установки ленточного ВЧ-динамика вместо традиционного купольного. Спустя еще пару лет индекс в названии изменился на 40, а полипропилен был заменен на углеволокно с лаком. Впервые за всю историю серии все динамики были расположены на равном расстоянии относительно боковых граней, корпус по сравнению с «тридцать восьмой» моделью стал на пару дюймов ниже и на пару см уже, остальные значения ТТХ практически совпадали. Зазор между нижней панелью корпуса и опорной плитой теперь обеспечивался не фронтальной и тыловой панелями, а алюминиевыми проставками с антирезонансным покрытием (аналогичный материал используется в отделке корзин динамиков), в качестве ножек устанавливались не шипы, а конусы.

  Модель D48R по цифрам характеристик отличается от предшественницы... ничем! Вот то есть совершенно и совсем. Так что говорить о революционных изменениях, наверное, все же не стоит. Хотя объективно они присутствуют. Прежде всего — это новые НЧ-динамики, явно не из углеволокна, но целлюлоза ли это с пропиткой или полипропилен с покрытием — неизвестно. Очевидно только, что не металл, этот материал компания на моей памяти не использовала ни разу. Тканые пылезащитные колпачки, кстати, заметно увеличились в диаметре (по утверждению производителя — для увеличения детальности в СЧ-диапазоне). Второй момент — комплектация, вместо конусов опять появились шипы, они мне, кстати сказать, импонируют существенно больше, есть в них что-то истинно аудиофильское. Так понимаю, что они, как и клеммы для подключения усилителя, по традиции поставляются компанией J.A.Michell Engineering.

  Нынешние варианты отделки корпуса: натуральный шпон черного ясеня, махагони, вишни и клена, а за отдельную плату возможны палисандр и эбеновое дерево. Изготовлены АС в Англии.

ProAcResD48R

Акустические системы  ProAc Response D48R  (10 009  €)
Технические характеристики
(по данным производителя)

Частотный диапазон

20-30000 Гц

Чувствительность

90 дБ

Номинальный импеданс

4 Ом

Рекомендованная мощность усилителя        

10-250 Вт

Габариты

1200 х 212 х 340 мм

Масса           

39 кг

Прослушивание

  Когда-то давно, задолго до нашей эры, Ксенофонт пришёл к мысли, что история развивается по спирали. Пару столетий спустя Аристотель заложил основы формальной логики, подарившей миру, среди всего прочего, понятие формы и содержания. Казалось бы, какое это имеет отношение к производству акустических систем? Возможно, никакого. Но если мы попробуем проанализировать ход конструкторской мысли на достаточно долгом отрезке времени, мы сможем заметить пульсации этой мысли. Раз за разом прибегающей к неким радикальным решениям — и откатывающейся назад в лоно проверенных временем, общепризнанных, традиционных решений. Частота этого пульса и есть время очередного технологического витка. Ну а поскольку технологический прогресс не воспринимается абсолютным большинством в отрыве от внешней трансформации, меняется и форма. Иногда лишь она одна и меняется, намекая на некий бонус, который просто не может не сопровождать внешние трансформации.

  Когда-то я на полном серьёзе считал, что разработчики в компании ProAc излишне консервативны или же их представление о мире осталось во вчерашнем дне, в том самом времени, в котором прогрессивные дизайнерские идеи смело скругляют бока акустических систем и «размазывают» фары вдоль обмыленных силуэтов новейших авто. Однако со временем я изменил свои взгляды. Мне пришло в голову, что это очень правильно: менять именно содержание, а не форму. Приучать к мысли, что именно неизменность формы и есть залог приверженности компании к отказу от любых компромиссов на пути к достижению наилучшего звучания. Всё это в полной мере относится и к D48R.

ProAcResD48R

– Но позвольте! — возразит мне кто-то. — Ведь вы сами писали, что не отличаются по своим характеристикам?

– Не отличаются, — охотно соглашусь я. — А разве ещё остались люди, склонные доверять характеристикам, а не собственному слуху? Наверное, бывает и так...

  Подбирая материал для тестирования, поймал себя на мысли, что планомерно и методично отбираю... все! Всё, что есть в моём распоряжении, поскольку в моём представлении акустические системы ProAc, независимо от серий и моделей, всегда оставались самыми универсальными среди всех универсальных систем. На стол откладываются записи струнных коллективов, хоры, джаз, блюз, роковые команды. Здесь главное — вовремя остановиться, всё же системы присланы на тест, а не в личное пользование.

ProAcResD48R

  Для разогрева ставлю Lynyrd Skynyrd образца 1974 года. Альбом «Second Helping» открывается гимном южного рока — «Sweet Home Alabama». D48R весьма уверенно рисуют сцену, несмотря на то, что самой записи пошел пятый десяток (а может быть, именно благодаря этому?). Разрешение также выше всяких похвал, и то, что в представлении других акустических систем могло бы восприниматься как какофония, D48R уверенно раскладывают в три гитарные партии, ритм-секцию и, конечно, партию фортепиано в исполнении Билли Пауэлла, без которой эта вещь была бы как мартини без оливки. Пить, в принципе, можно, но...

  «My Body Is a Cage» Питера Гэбриэла мне напоминает японские пейзажи мокрой кистью по рисовой бумаге. В них за расплывчатыми контурами угадывается второй план. Туман добавляет объёма и глубины. Размеренное вступление рояля, сменяющееся всё нарастающей мощью симфонического оркестра, динамические перепады, паузы, в которых слышно собственное дыхание, — всё это как нельзя лучше раскрывает возможности новых акустических систем. Они стали не то чтобы масштабнее, в сравнении со своим предшественницами, но ещё более тембрально выразительными и интонационно точными. Сохранив в общем и целом характерную для всей продукции ProAc нейтральность и беспристрастность по отношению к музыкальному материалу, они стали точнее и выразительнее. Подвергшись трансформации не на количественном, а на качественном уровне.

  Мне очень понравилось, как тестируемые АС исполняют барочную музыку. Понравилось, как они справляются с этникой, для меня это одни из лучших систем для прослушивания джаза. Обычно я натыкаюсь на фразу о том, что «системы не имеют жанровых предпочтений». Но в случае с D48R я бы не стал формулировать мысль именно такими словами. Скорее, я бы сказал, что они имеют предпочтения. Массу предпочтений. Достаточно включить любую запись любого жанра, чтобы моментально уверовать в то, что они были созданы именно для этой записи.

Вывод

 У англичан есть поговорка «If it ain’t broke, don’t fix it». Мы же чаще в таких случаях склонны говорить про изобретение велосипеда. Но, как мне кажется, именно таким изобретателям мы обязаны тем, что наши авто и велосипеды отличаются от своих собратьев начала прошлого века. ProAc D48R — не просто удачное продолжение легендарной серии. Они, впитав в себя самые лучшие черты, приобрели новые грани, и это приобретение не всегда просто облечь в слова, но его можно почувствовать. Его не измерить микрофоном и не облечь в сухие столбцы цифр. Оно отделяет ремесло от истинного таланта, а талант вплотную приближает к границам эзотерики. Ведь именно там, на границе реальности и волшебства, имеет смысл искать идеал. Искать настоящее искусство. И эта граница может быть совсем рядом. Буквально в паре метров от ваших новых D48R.

Контрольная система

SACD-проигрыватель T+A PDP 3000 HV;
полный усилитель Ayre AX-5;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
сетевые кабели QED Qonduit P-MC;
межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Комментариев 0

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Забыли пароль?