Рубрика ОБЗОРЫ

Виктор Серебряков

Малые формы

Предварительный усилитель  Leema Acoustics Elements
Оконечный усилитель Leema Acoustics Elements

  Чуть меньше года назад мы впервые познакомились с серией компактных аппаратов Elements британской компании Leema, CD-проигрывателем и полным усилителем. Сегодня же мы послушаем предварительный и оконечный усилитель этой серии.

Leema

Предварительный усилитель Leema Acoustics Elements  (2 100 €)
Технические характеристики
(по данным производителя)

КНИ

0,04%

Отношение сигнал/шум

<-100 дБ

Частотный диапазон, -3 дБ

5-100000 Гц

Габариты

88 х 220 х 340 мм

   Оба аппарата достаточно увесисты, но что гораздо более удивительно — имеют идентичное и объективно большое для таких габаритов энергопотребление, по 400 Вт. Готов предположить, что причиной тому послужила, в том числе, и унификация блоков питания (по крайней мере, шасси и задние панели у них явно унифицированы), но вот упрекать производителя тут определенно не за что, таким маслом кашу явно не испортишь.

Leema

Leema

Leema

  В предварительный усилитель встроен цифро-аналоговый преобразователь с весьма примечательным набором входов: три оптических, один коаксиальный и один USB. В этом, как мне кажется, есть здравый смысл и понимание процесса формирования современной стереосистемы. Скажем, цифровые выходы игровых приставок, спутниковых ресиверов и телевизоров чаще всего — оптические, с проигрывателя Blu-ray можно получить «коаксиал», ну а USB — удел компьютера или ноутбука с HD-файлами. Все сходится.

Leema

  Помимо цифровых, есть и традиционные аналоговые — три пары небалансных и одна пара балансных, а вот выход на оконечный усилитель только небаласный. Впрочем, с учетом габаритов, система почти наверняка будет достаточно компактной, а в этом случае какой смысл в длинных межблочных кабелях, для которых, собственно говоря, и задумывался балансный протокол.

  Оконечный усилитель может эксплуатиро­ваться в качестве стереомодели либо же моноблока, в этом случае его выходная мощность достигает внушительных 210/365 Вт на соответственно 8/4 Ом. Кроме этого, за счет тумблеров на задней панели возможна его гибкая конфигурация — так, например, можно реализовать полноценный bi-amping на трех подобных аппаратах, где пара в режиме моноблоков будет отвечать за раздельное усиление НЧ-регистра, а СЧ/ВЧ будут усиливаться стереомоделью. Нужно лишь учесть тот факт, что для подключения АС подходят только кабели с разъемом «банан».

  Система LIPS (Leema Intelligent Protocol System) позволяет «перенести» регулировку уровня сигнала из предварительного усилителя в оконечный: таким образом, по межблочным кабелям будет передаваться полноценный, а не ослабленный сигнал. Собраны оба аппарата в Великобритании.

Leema

Оконечный усилитель  Leema Acoustics Elements (1 900 €)
Технические характеристики
(по данным производителя)

Выходная мощность, 8/4/2 Ом

55/92/160 Вт на канал

Выходной ток           

>24 А

Частотный диапазон, -3 дБ/1 Вт

5-80000 Гц

Отношение сигнал/шум, кривая А

105 дБ

КНИ (10 Вт/8 Ом/1 кГц)

0,015%

Габариты

88 х 220 х 340 мм

Прослушивание

  Несмотря на стремительное развитие научно-технического прогресса, на увеличивающееся количество ШИМ-усилителей, на миниатюризацию полупроводников и появление новых микросхем, мир high end до сих пор живёт в плену мифов и предрассудков. Один из них гласит: «Сколько весит — так и играет». Воспитанные в рациональной традиции, мы легко оперируем понятиями «плотность», «объём» и «масса», ставя между двумя последними знак тождества. А ряд производителей идёт у нас на поводу. В результате на свет появляются аппараты, в которых объём на 90% заполнен воздухом, а вес достигается за счёт шасси и цельнофрезерованных передних панелей. Мы хотели вес и внушительный вид? — Мы их получили. Только сдаётся мне, что это не нас обманули, это мы сами были готовы обмануться. Так кого в том винить?

Leema

  Чем мне всегда нравились аппараты Leema, так это тем, что их конструкторы просчитывали, казалось бы, самый невероятный запрос. Хочется моно? — пожалуйста! Стерео? — не вопрос. Bi-amping — легко, читайте мануал! Подключить всё, что угодно? И это можно. Право, стереоаппараты с функционалом фактически AV-ресивера — редкость даже в наше время, а если учесть, что эти аппараты ещё и весьма недурственно воспроизводят звук... Но обо всём по порядку.

Leema

Leema

Leema

LEEMA

  Коммутация усилителей между собой и подключение к ним источника и акустических систем — занятие не самое сложное и в изначальном варианте «пред-конец» не требует штудирования инструкций по эксплуатации. Жаль, конечно, что не сделали в предусилителе балансного выхода. Даже не потому, что в нём какая-то особенная потребность, а потому, что это было бы уместно в контексте сопряжения аппаратов такого класса. Как клеймо мастера на клинке. Его наличие не определяет остроту или прочность — оно придаёт всей картине завершенность. Переводит её из разряда «работа» в разряд «совершенство». Хотя, безусловно, совершенство не должно поддаваться ранжированию, но мы отвлеклись.

  Что перво-наперво хочется проверить в аппаратах скромных габаритов? Правильно. Хочется убедиться, что они в состоянии выдать бас. Я перетряхиваю свою коллекцию с записями в стиле рок. И извлекаю на свет черный конверт с желтой монохромной фигурой, вскинувшей руки в приветственном жесте. Вlack Sabbath Vol4. «Snowblind». Мне однажды в голову пришла мысль, что, возможно, Вlack Sabbath  — не просто основатели рока. Они играли рок, который был настолько ценен и самодостаточен, что никуда не торопился. В те времена никому не приходило в голову играть музыку на скорость, потому что это то же самое, что давиться черной икрой и глотать её прежде, чем успел прожевать. В каждой ноте, извлеченной натруженными искалеченными пальцами Айомми, была своя прелесть —  и эти ноты большинство поклонников предпочитало смаковать. Ну а что до баса, он таки в Leema есть. Живой. Настоящий. Концентрированный. Ровно настолько, чтобы поместиться в блоках питания усилителей. Возможно, это кому-то покажется невероятным, но ведь ещё не так давно мы смотрели пару программ в почти сферическом кинескопе, под комариный писк строчного трансформатора.

  Бас у Leema Elements собранный и достаточно плотный. Усилитель совершенно спокойно раскачивает напольные акустические системы, придавая низкочастотной секции ту степень экспрессии, которая имеется в записи. Я не знаю, как всё это выглядело бы, будь в моём распоряжении два, а лучше — три усилителя мощности, но, аппроксимируя свои ощущения, я почувствовал зуд в ладонях. Однако ответ на эти вопросы будут искать будущие обладатели комплектов из Уэльса.

  Не в силах избежать искушения, я ставлю хулиганский трек «FX». Посмотреть, как пара усилителей буквально разбрасывает отдельные ноты по всему пространству комнаты прослушивания, в весьма достоверных попытках воссоздать атмосферу помещения записи. Возможно, это один из первых музыкальных перфомансов, но он весьма к месту и, как минимум, крайне занятен лично для меня. А когда ноты затихали, после недолгой паузы их сменяли риффы и вокал в «Supernaut» — на мой взгляд, заглавной вещи этого альбома. Не по замыслу. По итогу. И по тому, как компоненты Leema отливают унции чистого металла, я думаю, что они могли бы украсить собой гостиную самого записного металлиста (при условии, конечно, что последний окажется платежеспособен).

  Я достал пару дисков величайшего из неизвестных и самого неизвестного из величайших гитаристов всех времён и народов Роя Бьюкенена, и растворился на полчаса в звучании его видавшего виды Telecaster. Leema абсолютно точно передают его стиль и манеру, его харизму — человека, внешне похожего на хитроватого лавочника из 70-х, обладающего изумительным чувством ритма и умением взять нужную ноту в нужный момент, кажется, за всю свою музыкальную карьеру ни разу не спрятавшегося за мелизмом или каким-нибудь приукрашательством. Я вновь и вновь ставлю «Soul Dressing» и «Backyard Jam». И убеждаюсь, что слышу ровно то, что и ожидал. Пожалуй, Leema чуть смягчают акценты и, возможно, несколько подчеркивают среднечастотный диапазон, но это, с одной стороны, совершенно не критично и почти не заметно, с другой — вполне вписывается в каноны настоящего «английского» звука.

  Для «закрепления материала» я ставлю умопомрачительно психоделическую «All Of You» Дона Фелдера и убеждаюсь, что пара «элементов» превосходно справляется и с уровнем психоделики, и со звукорядом, разворачивая его в плоскость, уходящую за горизонт. Как того и требовал видеоряд «Heavy Metal» образца 1981 года. И что с того, что сами аппараты появились куда позже? От этого они ничего не потеряли. Скорее, приобрели.

Вывод

Можно по-разному относиться к попыткам уместить великое в малом, и эти попытки заслуживают, как минимум, уважения. А если за дело берутся инженеры из Leema, то и самого пристального внимания. За продукцией этой компании мне видится большое будущее. Во-первых, потому что она отвечает самым строгим техническим критериям сегодняшнего дня. Во-вторых, потому что её делают неравнодушные люди, для которых музыка — смысл жизни, начальная точка отсчета и финальный калибр. В третьих, потому что природа не терпит пустоты, так же как её не выносят инженеры компании. И, наконец, в честной конкурентной борьбе компоненты Leema без всяких фанфар имеют все шансы оставить позади большинство конкурентов, но в этом каждому необходимо убедиться собственными ушами. А потому добро пожаловать в музыкальные салоны страны. И не откладывайте на завтра удовольствие, которое можно получить сегодня.

Контрольный тракт

SACD-проигрыватель T+A PDP 3000 HV;
акустические системы Wilson Benesch Square II Five;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
сетевые кабели QED Qonduit P-MC;
цифровой кабель QED Qunex Signature;
цифровой кабель QED Reference Optical QUARTZ;
цифровой кабель QED Performance USB A-B Graphite;
межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Комментариев 0

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Забыли пароль?