Рубрика ОБЗОРЫ

Владислав Чермошенцев

За гранью грань

Полный усилитель NuPrime IDA-16

  Десять лет назад в Калифорнии была основана компания NuForce, впоследствие получившая широкую известность как разработчик и производитель аудиотехники с применением проприетарной ШИМ-технологии звукоусиления. В прошлом году ее мобильный дивизион был приобретен корпорацией Coretronic, владельцем торговой марки Optoma, а направление high end audio, под управлением Джейсона Лима, получило свое дальнейшее развитие в лице компании NuPrime, чьим первым продуктом стал полный усилитель IDA-16, дебютировавший на прошлогодней выставке в Мюнхене. Его-то мы и протестируем.

  Внешность аппарата подчеркнуто минималистична, количество управляющих клавиш и информативность дисплея с головой выдают дизайнера-аскета. Впрочем, аудиотехника как предмет роскоши или доминирующая деталь интерьера — не сказать чтобы самое популярное решение, по крайней мере сегодня, когда стереосистема уже не занимает центральное место в гостиной. Небольшая высота усилителя вызывает ассоциации с современными смартфонами, сходство это усиливается строчкой в ТТХ, где она указывается как «чуть менее пары дюймов, без учета ножек». Да уж, новый iPhone тоже «чуть тоньше 7 мм, без учета объектива камеры».

  Надо сказать, что разбирается усилитель весьма замысловато, я бы даже сказал — не без изюминки, однако конечному пользователю делать внутри решительно нечего, а если его обуяет любопытство, то мы его удовлетворим. Для относительно бюджетного аппарата количество плат вызывает как минимум уважение, особенно с учетом факта их самостоятельной разработки и производства. Сетевое напряжение через некий фильтр поступает на традиционно импульсный блок питания, а оттуда — на блок конденсаторов с управляющими электромагнитными реле. Непосредственно блок звукоусиления имеет маркировку STA200 — напомню, что у NuForce был в свое время оконечный усилитель STA100; возможно, что это результат дальнейшего развития заложенных в него идей, в частности — рабочая частота была увеличена в полтора раза (с 400 до 600 кГц).

NUPRME

Полный усилитель NuPrime IDA-16   (2 510 € )
Технические характеристики
(по данным производителя)

Выходная мощность, 8 Ом

200 Вт на канал

КНИ+шум

0,004%

Частотный диапазон

10-80000 Гц

Габариты

432 х 381 х 65 мм

Масса           

7,3 кг

  Традиционные цифровые входы обслуживаются приемником Asahi Kasei AK4113VF, работа с USB возложена на модуль XMOS, для цифро-аналогового преобразования используется конвертер ESS ES9018K2M, а регулировка громкости осуществляется резистивной матрицей NJR MUSES72320. По заявлению производителя, аппарат способен принимать цифровой сигнал с разрешением вплоть до 24 бит/384 кГц и DSD256, а у нас нет причин не доверять ему. Последнее, но не по значению,— наличие кинотеатрального транзита, позволяющего использовать аппарат в качестве оконечного усилителя фронтальных каналов в связке, например с аналогичными по внешнему облику NuForce AVP-18 и MCA-18. Перед началом прослушивания мне осталось упомянуть разве что пульт дистанционного управления в оригинальном шестигранном корпусе и с опять же замысловатой логикой замены элементов питания. Но в конце-то концов, нам «шашечки или ехать»?

Прослушивание

  NuPrime IDA-16 выглядит так, словно вышел из-под резца скульптора. Современный коллега сеньора Буонарроти не просто отсёк всё лишнее, но сделал это буквально за два-три движения резца. Оттого и внешний облик, который может послужить усладой для глаз самого строгого ревнителя пропорций, отдаёт неким восточным минимализмом. Победой строгости форм и цвета над вариативностью, которая в итоге все равно порождает бесконечную вторичность однообразных форм и однотипность реализации органов управления.

NUPRME

NUPRME

NUPRME

NUPRME

  Если театры начинаются с вешалки, то усилитель начинается с пульта дистанционного управления. Как ни крути, но часто пульт — единственное средство коммуникации с усилителем. Источник предполагает смену носителя — виниловой пластинки или компакт-диска, акустические системы и те допускают некоторый интерфейс: установить, развернуть, заменить штатные шипы, сменить провода, установить на мраморные пьедесталы и поставить сверху пирамидки с шунгитом, разместить за каждой из них звуковые панели и развесить ловцы снов вместе с плакатами кумиров юности. И только усилитель, как безмолвный часовой, честно стоит на страже наших музыкальных пристрастий. Как стойкий оловянный солдатик. Но вот мы берём в руки пульт. И все изменяется. Особенно если это пульт от IDA-16. Будучи взвешенным на ладони, он даёт ощущение не то скипетра, не то «цилиндра фараона». Единственное, что вносит некий диссонанс, — люфт кнопок, который разрушает ощущение монолитного предмета и отдаленно чем-то напоминает звук цыганского монисто.

NUPRME

  И это отчасти обидно. Радость тактильного интерфейса — это достояние взрослого человека, которое родом из детства. Он давно вырос из коротких штанишек и перестал видеть этот мир в гипертрофированно насыщенном спектре. Но радость от прикосновения к отполированным прикладу и цевью отцовского ружья, сидит в нас независимо от возраста и отношения к охоте.

  Психологи склонны утверждать, что почти всё в нас — родом из детства. Не могу не согласиться. Если моя любовь к року не из детства, то моя идиосинкразия к музыкальным номерам, идеологически совпадающим с линией партии, — совершенно точно оттуда. Как оттуда же толерантность к любым ритмам, размерам и сценическим образам, кроме гордого образа в парике с протянутой рукой, воспевающего светлое будущее, которое по неясным причинам никак не наступит. Зато наступило будущее, в котором нам стал доступен NuPrime IDA-16. А ведь это почти фантастика или, как минимум, альтернативная реальность, потому как в фантастических романах моего детства космические корабли бороздили необъятные просторы Вселенной, а вот про цифровые усилители там не было ни слова. Что же может усилитель из будущего, которое стало настоящим? Как оказывается, не так уж и мало.

  Усилитель обладает ярким и в то же время цельным звучанием. Совершенно определенно разработчики IDA-16 ставили перед собой гораздо более сложную задачу, нежели достижение определенных мощностных характеристик и заданных границ частотного диапазона. Налицо наличие явления, которое я бы определил как звуковую парадигму. И каждая отобранная мной запись подтверждала мои предположения.

NUPRME

  «Edge of Seventeen» Стиви Никс — одна из самых ярких, прочувствованных, выстраданных сольных работ певицы, и усилитель безжалостно обнажает душевные переживания от утраты родных и близких людей. Мне определенно импонирует склонность IDA-16 к воспроизведению подобных композиций «на нерве». «Little lies» от Fleetwood Mac, по сути — исповедь от Кристины Перфект продолжает историю, сюжет которой уходит корнями в то время, когда, кажется, всё ещё можно изменить.

  «Battle of Evermore» — гипнотически красивая вещь, родившаяся на одном дыхании и оставляющая ровно то же впечатление и сейчас, казалось бы, целую вечность спустя после своего появления, поражающая изысканным звукоизвлечением и уникальным ароматом эпохи  увлечения рок-гуру ориентальными практиками.  IDA-16 рисует весьма убедительную сцену, в которую вписывает удивительные по тембральной достоверности образы инструментов. И, конечно, вокал Планта и Сэнди Денни заслуживают отдельного упоминания. Если попытки описать вокал Планта — занятие, как минимум, способное вызвать недоумение, то упомянуть, что NuPrime позволяет наиболее полно оценить вокальные данные Александры Элен МакЛин Денни (к слову — лучшей певицы Великобритании 1971 и 1972 годов по версии Melody Maker), мне кажется вполне уместным.

  Классические произведения NuPrime исполняет очень деликатно и, я бы сказал, — проникновенно. Он подойдет и тем, кто воспитан в классической традиции и воспринимает сочинения композиторов целиком, как логически целостное произведение, так и для тех, кто привык ловить нюансы, уделяя внимание особенностям воспроизведения звуковым трактом тех или иных музыкальных инструментов.

Вывод

NuPrime IDA-16 — ответ на самые потаённые чаяния любителей качественной музыки. Он весьма убедителен как усилитель для большинства имеющихся на рынке акустических систем. Возможность работать непосредственно с цифровым сигналом делает IDA-16 беспроигрышным вариантом для тех, кто перешел или собирается в ближайшее время перейти к цифровым носителям. То есть в перспективе — практически для всех, кто имеет хоть какое-то отношение к музыке.

Контрольная система

SACD-проигрыватель Mark Levinson №512;
акустические системы Piega Classic 80.2;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
сетевые кабели QED Qonduit P-MC;
цифровой кабель QED Qunex Signature;
цифровой кабель QED Performance USB A-B Graphite;
межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Комментариев 0

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Забыли пароль?