Рубрика ОБЗОРЫ

Владимир Лавров

Cherchez le Jadis

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III
Оконечный усилитель Jadis DA-7

  Жан-Поль Каффи и Андре Кальметт основали компанию Jadis почти одновременно с запуском в коммерческую эксплуатацию компакт-диска, однако начинали свою деятельность с производства усилителей, причем ламповых. Впрочем, CD-проигрыватели впоследствии тоже появились в модельном ряду компании, причем их разработкой занимался некто Доминик Гинер, основатель компании Metronome. Традиции, заложенные отцами-основателями, дали основательные всходы. Наверное, по-другому и быть не могло.

JADIS

  Предварительный и оконечный усилители Jadis блистают полированной сталью и позолотой, словно доспех предводителя армии, готовящейся к решительному штурму последнего бастиона. И пусть кто-то сочтёт его не самым новомодным, история всегда допускает некоторые девиации относительно длины меча и высоты плюмажа, если угодно, обычаю носить бикорн en bataille или en colonne. У серь­ёзных людей и мода диктуется серьёзными причинами.

  Предусилитель Jadis JPL представляет собой третью итерацию аппарата, выпускающегося больше двух декад, что уже говорит само за себя, и имеет «на борту» три двойных триода 12AX7, обеспечивающих усиление в каскадном включении для четырех входов. «Замыкающая» лампа одновременно служит буфером, чья функция призвана облегчить выбор межблочного кабеля, без оглядки на его длину и индуктивно-ёмкостные параметры. Для входа CD используется лампа 12AU7, которая также выполняет функцию буферного каскада и установлена на плате в непосредственной близости от входных гнёзд. По-видимому, именно этим и объясняется разница в коэффициенте усиления. Сигнал со входа CD подаётся непосредственно на сетку 12AU7. Все остальные сигналы подаются на входы через проходные конденсаторы ёмкостью в 1 мФ.

JADIS

Предварительный усилитель Jadis JPL MkIII  (9 500 €)
Технические характеристики
(по данным производителя)

Коэффициент усиления

25 дБ (23 для CD)

Входной импеданс

1 МОм

Частотный диапазон, -3 дБ

20-70000 Гц

Энергопотребление

25 Вт

Габариты

430 х 290 х 170 мм

Масса           

15 кг

  Оконечный усилитель — преемник модели Defy 7, выпускавшейся вплоть до 2004 года. «Семерка» претерпела 4 модификации до того, как принять облик DA7, в результате этих пертурбаций обретая более совершенную топологию и обзаводясь более качественными комплектующими. В первую очередь это, безу­словно, касается проходных конденсаторов.

  В усилителе DA-7 мы можем наблюдать пару 12AU7A во входном каскаде, каждая из которых представляет собой два последовательно включенных триода (логично предположить, что они также выполняют роль фазоинверторов), две пары Tung-Sol 12AX7, половинки которых запараллелены, использующихся в качестве драйверов для дюжины лучевых тетродов Genalex Gold Lion КТ88 в выходном каскаде. Производитель не преминул указать, что в выходных каскадах могут быть установлены самые разные лампы. Например, EL-34, 6550, 6CA7 и даже KT-90, ну а нам достался вариант с КТ-88.

JADIS

JADIS

JADIS

 

JADIS

JADIS

  Согласование выходных трансформаторов с нагрузкой производится в DA-7 перестановкой перемычек, расположенных внутри непосредственно под каждым из трансформаторов. Решение не самое удобное с точки зрения пользователя и в том, что касается разборки корпуса, и в том, чтобы его перевернуть (аппарат весит почти полцентнера), но зато обеспечивающее кратчайший путь сигнала и гарантированно исключающее возможность случайной неверной установки (выходной трансформатор — мало того, что зачастую самая дорогая по стоимости деталь лампового усилителя, так он еще крайне чувствителен к работе с неправильно выбранной нагрузкой).

JADIS

  Разработчики подчеркивают исключительную важность индивидуального подбора ламп в каждом конкретном случае, в том числе упоминая возможность попарной установки ламп-драйверов различных производителей в одноименные плечи левого и правого каналов, что, как мне кажется, должно приводить к несимметричной работе «комплиментарных» ламп в каждом из каналов. Но, по всей видимости, с точки зрения конечного потребителя, эффект выраженный в звуке, гораздо важнее идеальной синусоиды тестового сигнала на экране осциллографа.

  Что касается наличия внутренних перемычек, они существуют и на отводах силового трансформатора, позволяя подключать усилитель к сетям по обе стороны Атлантики, но нас эта функция в принципе не должна заботить. Разве что кто-то озадачится сменой географической долготы и решит прихватить с собой Jadis как наиболее ценное вложение. В сегодняшней ситуации я бы не смог дать критическую оценку такому поступку.

  Связка Jadis звучит весьма необычно даже с учетом того, что это ламповый комплект. Первое впечатление — включили мощный транзисторный усилительный тракт. Внушительный бас, хорошее разрешение в верхах и замечательная динамика. Ко всему этому стоит добавить способность усилителей прокачивать весьма неординарные по своим характеристикам напольные акустические системы. Кажется, что они могут сыграться со всем, что произвёл на свет гений колонкостроителей. При этом JPL и DA-7 — на 100% ламповые усилители, с присущими всем ламповым собратьям определённой вкрадчивостью и мягкостью подачи материала.

  Навязшее в зубах мнение, что «лампы не в состоянии адекватно передать напор и агрессию металлических групп», в данном случае обобщение и сентенция, не имеющие под собой основания. Вот уж дудки! JPL и DA-7 дадут фору массе «твердотельных» усилителей. Здесь и экспрессия хард-рока, и мелодичность блюза, и подкупающий своей разноцветной эклектикой конформизм смежных стилей. «Are You Gonna Be My Girl» от разухабистых антиподов Jet — прекрасный тому пример, и кажется, что даже звук перегруза в гитарных комбиках совершенно идеально «привязывается» сознанием к неяркому свечению выходных ламп, а звук тарелочек тамбурина напоминает гремучую змею, неспешно удаляющуюся со сцены после того, как сыгран последний аккорд, и металлический «шелест» бубна затухает вместе с нарочито неприглаженным вокалом Ника Цестера.

  Будь я помоложе, я бы наверняка поддался искушению переслушать всё, что мне было когда-либо более или менее интересно в музыкальном плане среди классики рока. Но irreparabile tempus все расставляет по своим местам, заставляя умерить пыл и соотнести желаемое с возможным. Подвергнув коллекцию процедуре децимации наоборот (то есть оставив каждый десятый компакт-диск из массы предварительно отобранных), я продолжил начатое с исключительно уникальным (на мой субъективный взгляд) аудиоконтентом.

JADIS

  «A Little Less Conversation» от короля рок-н-ролла — как улыбка чеширского кота, в ней неистребимый заряд иронии и ехидства, и да: она так до конца и не растворилась в музыке, периодически радуя нас теперь, как правило, в качестве саундтреков к голливудским (в основном) блокбастерам. И забойный ритм, и мастерски выстроенная динамика развития незамысловатой, на первый взгляд, композиции могут послужить своего рода ответом на вопрос, что это за болезнь, симптомы которой — носить кок, воротник-стойку и бляху размером с печень. В терминальных стадиях — ещё и гитару, при этом владение искусством звуко­извлечения явно остаётся вторичным по сравнению с искусством «тело своё гранёное» скручивать без отрыва ступней от пола. Но так уж встали звёзды — и, прослушивая в очередной раз «Come on, come on, сome on, come on...», я ловлю себя на мысли, что мне совершенно не составляет труда представить Элвиса, извивающегося перед микрофонной стойкой с водруженным на неё Shure 55SH Series II. JPL и DA-7 если и не рисуют его с пайетками и бахромой золотого шитья, то дают возможность, закрыв глаза, уловить и щелчки фалангами пальцев, и шорох ткани, и, конечно, божественный голос, который раз и навсегда покорил этот мир, не делая поблажек для представителей различных рас и конфессий.

JADIS

Оконечный усилитель Jadis DA-7  (11 600 €)
Технические характеристики
(по данным производителя)

Выходная мощность (1 кГц, 0,6% КНИ)

100 Вт на канал

Частотный диапазон, 30 Вт:

 

0 дБ

20-35000 Гц

-3 дБ         

15-100000 Гц

Искажения (30 Вт, 100-10000 Гц)

0,6%

Входная чувствительность/импеданс

0,775 В/100 кОм

Энергопотребление  

440 Вт

Габариты

254 х 513 х 597 мм

Масса           

45 кг

JADIS

 

JADIS

JADIS

JADIS

  Еще парочка представителей музыкального Олимпа проверила мои уши на свежесть восприятия: великий Эрик Клэптон (помните? «Clapton is God» — ну а кто бы спорил?) и некогда замена замены Клэптона (Джимми Пейджа) в Yardbirds — его величество Джефф Бек (не могу не процитировать: «Существует два типа гитаристов: Джефф Бек и все остальные»). Признаюсь, мне всегда были глубоко неинтересны перипетии отношений музыкантов между собой: как конченый эгоист, я считал, что весь пламень их творческого потенциала должен расходоваться на ублажение меня любимого, ну и тех, кто разделяет мои музыкальные пристрастия. Все междусобойчики — нежелательные побочные эффекты, сродни пробою изоляции и в конечном итоге «падения напряжения на выходе». Впрочем, вот с чем-с чем, а с напряжением на треках почитаемых мною мастеров струны и медиатора все оказалось более чем достойно. По результатам прослушивания стал себя ловить на том, что пытаюсь прикинуть, за какой срок я бы расплатился за усилительный комплект, — но, взвесив свои финансовые обязательства, решил, что, пожалуй, сохраню по отношению к Jadis платонические чувства. Некоторые вещи должны оставаться мечтой, хотя бы для того, чтобы было о чем мечтать, а мечтать о Jadis совсем не трудно. У этих облаченных в сталь и позолоту корпусов есть всё, чтобы завладеть сердцем и умом. Стать, история, технология, удивительный микс технических достижений, позволяющий позиционировать эти аппараты и как абсолютно современные, и как винтажные, ну и, безусловно, выдающиеся звуковые данные, способные сделать тракт Jadis «сердцем» музыкальной системы меломана с любым опытом и музыкальными пристрастиями. Как мне показалось, JPL и DA-7 удивительно легко справляются с классическими произведениями. Собственно, слово «справляются» здесь как-то даже и не уместно, они просто отыгрывают и камерные записи и БСО так, что приходится изо всех сил морщить лоб в попытках извлечь на белый свет запечатленные моменты, отложившиеся в музыкальной памяти, и судорожно совмещать силуэты запечатленного, пытаясь определить, действительно ли Jadis настолько хороши, или это недобрые шутки субъективного восприятия музыкального материала сквозь фильтр времени.

JADIS

  Что же касается рока, блюза и всего остального родственного этим стилям, то будь я владельцем какой-нибудь студии звукозаписи, я бы всерьёз задумался о приобретении JPL и DA-7 в собственность. Потому что купить Jadis для себя — это сделать счастливым одного себя. А купить его для задач записи и мастеринга — значит подарить счастье всем влюблённым в настоящую музыку.

Вывод

JPL и DA-7 — отличная связка для того, чтобы прочувствовать не столько форму, сколько содержание музыки. Что ни говори, это выбор продвинутого меломана и аудиофила, чей внутренний компас способен указать его хозяину на разницу между шедевром и повторением, имитацией. Если кому-то нравится собирать коллекцию копий, то рекомендую воздержаться от покупки Jadis. Он провоцирует приступы хорошего вкуса. Даже если кому-то кажется, что это означает жечь стихи под звуки кампанеллы Паганини. Впрочем, кампанелла в исполнении Jadis звучит совершенно потрясающе, ну а со стихами каждый должен разобраться сам.

Контрольная система

SACD-проигрыватель Mark Levinson №512;
акустические системы Piega Classic 80.2;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
сетевые кабели QED Qonduit P-MC;
межблочные кабели Musical Wire Cadence Signature;
межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603. 

Комментариев 0

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Забыли пароль?