Рубрика ОБЗОРЫ

Максим Семейкин

Старая гвардия

CD-проигрыватель Exposure 3010S2
Полный усилитель Exposure 3010S2

  В прошлом году исполнилось вот уже 40 лет английской компании Exposure, основанной Джоном Фарлоу. А начиналось все еще раньше, в 60-х гг. прошлого века, когда Джон принимал участие в разработке и производстве гитарных усилителей Hiwatt для таких исполнителей, как Rolling Stones, Pink Floyd, Led Zeppelin и пр. Казалось бы, цели и задачи у техники для звуковоспроизведения и звукоизвлечения (а то и звукосозидания) несколько различаются, однако же в любом случае музыкальная индустрия гораздо ближе к домашней аудиотехнике, нежели, скажем, экономическая или медицинская деятельность.

EXPOS

EXPOS

 

EXPOS

CD-проигрыватель Exposure 3010S2  (175 000 руб.)
Технические характеристики
(по данным производителя)

Выходное напряжение

2 В

Частотный диапазон, ±0,25 дБ

20-20000 Гц

КНИ, 20-20000 Гц

<0,008%

Отношение сигнал/шум, кривая А

>100 дБ

Энергопотребление

25 Вт

Габариты

90 х 440 х 300 мм

Масса           

5 кг

  На первых порах компания производила исключительно звукоусилительную технику, причем строго раздельную, в лице предварительных и оконечных моделей. Дебютный полный усилитель под индексом Х увидел свет в конце 80-х гг., а в середине девяностых настал черед первого CD-проигрывателя. На стыке тысячелетий Джон продал компанию малазийским инвесторам, а сам ушел на покой (сейчас он живет в Таиланде), место же главного инженера занял Тони Брэди, ранее трудившийся в Onix Audio. Так понимаю, что именно под его руководством была разработана флагманская серия MCX, впервые представленная на бристольской выставке AV-техники в 2007 году. Являются ли эти три буквы аббревиатурой либо же в традициях компании означают лишь число в римском написании (в данном случае 1110) — я не знаю, зато могу утверждать, что вся техника, за исключением начальной линейки 1010, по-прежнему производится в Англии, что в нашу сомнительную эпоху глобализации не может не радовать.

EXPOS

  Мы решили протестировать CD-проигрыва­тель и полный усилитель серии 3010S2. Это уже третья итерация данной серии. С получением индекса S мощность блока питания усилителя выросла на 15%, а выходная мощность — на 10%, масса также увеличилась на 1 кг. Индекс 2 не принес столь же значительных отличий: допускаю, что на этот раз они носили косметический характер, либо же выразились в замене комплектующих.

  В блоке питания проигрывателя установлены тороидальный трансформатор номиналом 25 ВА и банк фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью 16 тысяч мкФ. Внешний осмотр не позволил обнаружить схем увеличения частоты дискретизации и разрядности. Не исключено, что производитель в этом вопросе достаточно консервативен. Для преобразования сигнала в аналоговую форму используется пара конвертеров PCM1704 от Burr-Brown — возможно, лучших и до сих пор не превзойденных по точности.

  Блок питания усилителя содержит тороидальный трансформатор номиналом 400 ВА и четыре фильтрующих конденсатора по 10 тысяч мкФ каждый. Регулировка уровня сигнала осуществляется моторизованным потенциометром Alps, а в выходных каскадах каждого канала установлены по две комплементарных пары биполярных транзисторов Toshiba 2SA1943/2SC5200 (230 В/15 А/150 Вт).

EXPOS

EXPOS

EXPOS

EXPOS

  Небольшой анонс: буквально на днях был представлен усилитель 3010S2-D с опционально поставляемой платой ЦАПа (USB и BNC, 24/192 и DSD64) и кинотеатральным транзитом. 

 Прослушивание

  Собирая систему, я вспоминал аппараты Exposure, которые проходили через мои руки почти 20 лет тому назад, и думал о том, что внешне они почти не изменились. Если сравнить пробежавшие годы с вечно недовольным своей работой скульптором, то в тотальной работе над ошибками скульптор то и дело пускал в ход то резец, то молот. А в случае с Exposure он просто смахнул пыль. Богатая история компании и немалое количество серий, увидевших свет за это время, — свидетельство того, что конструкторский отдел не сидел сложа руки. И сдержанность внешнего облика выпускаемой аппаратуры не есть признак отсутствия дизайнерских идей, а лишь умышленная концентрация на схемотехнике, и как следствие — на звучании аппаратов.

EXPOS

  Звучание Exposure 3010S2 отлично сбалансировано. Пара демонстрирует нейтральное звучание с хорошим разрешением и натуральными тембрами. На мой взгляд, у комплекта чуть выделена середина, но на то они и англичане. Это приводит к некоторому выдвижению солирующих инструментов на передний план при сохранении ширины и глубины воссоздаваемого пространства. Образы инструментов при этом сохраняют верное взаиморасположение и реалистичность размеров. И не важно, используются для этого тестовые записи или концертная версия выступления. Exposure вытащит из фонограммы все, что возможно. Я всегда предполагал, что такой эффект (и попутно масса других) достигается максимально оптимизированным (коротким) звуковым трактом и тщательным подбором комплектующих. Но оптимизируют и подбирают практически все, а получается как нужно далеко не у всех. У Exposure получается. И эта сцена, плавно сливающаяся с линией горизонта, рождает иллюзию нереальности реального, и наоборот — присутствия в атмосфере записи.

  «Carnival» Тори Амос вносит свою лепту в разрушение границ реальности. Все амбиентные электронные звучки повисают в воздухе, образуя причудливый калейдоскоп, который вспыхивает и искрится в такт ритм-секции. И все это столь красиво и вкусно оформлено, что хочешь — слушай, а хочешь — закрой глаза и смотри.

  На изменение ритма и атаки усилитель реагирует мгновенно, подкидывая нужную порцию баса в подключенные акустические системы. 3010S2 превосходно справился практически со всеми АС, что имелись в нашем распоряжении, за исключением тех, кому откровенно требовались моноблоки мощностью от полукиловатта и выше. Безусловно, четкий и артикулированный бас — это сумма двух слагаемых, но Exposure в этом случае выступает в роли константы, так что для искомого результата тщательнее подбирайте переменную, то бишь АС.

EXPOS

EXPOS

Полный усилитель  Exposure 3010S2   (175 000 руб.)
Технические характеристики
(по данным производителя)

Выходная мощность (1 кГц, 8 Ом)

110 Вт на канал

Входной импеданс/чувствительность

17 кОм/0,25 В

Частотный диапазон, ±0,5 дБ

20-20000 Гц

КНИ, 1 кГц

<0,03%

Отношение сигнал/шум

>100 дБ

Разделение каналов, 20-20000 Гц

>60 дБ

Энергопотребление

400 Вт

Габариты

115 х 440 х 300 мм

Масса           

12 кг

  Я всегда считал, что классическая музыка — самый подходящий тестовый материал для большинства аппаратов. Среди великого разнообразия классических записей в первую очередь следует обращать внимание на полифонические произведения, потому бережно достаю коллекцию дисков с записями музыки Иоганна Себастьяна Баха. Прелюдия и фуга до минор, Хорошо темперированный клавир, том первый. 3010S2 великолепно передают и тембр рояля, и внутреннюю динамику произведения, и взаимосвязь мелодических линий между собой. По сути, Exposure предстают перед нами в новом качестве — в качестве инструмента, позволяющего без труда (это, конечно, с некоторым допущением) проследить за всеми ходами и интервалами. Или просто насладиться вершиной творчества гениального композитора. И несмотря на то, что все части этого цикла нынче исполняются не в хорошо темперированном слое, а в равномерной темперации, это не уменьшает удовольствия от прослушивания произведений, когда-то написанных как пример транспонирования. Ну и как в этом случае пройти мимо токкаты и фуги ре минор? Исполнение Рольфом Уусвяли этого цикла на органе Домского собора пробирает до кончиков пальцев, несмотря на солидный возраст записи и возраст винилового диска. Возможно, оттого, что рождение компании пришлось на рассвет винилового звучания, звучание пластинки идеально ложится на звуковую картинку Exposure. Не знаю, справится ли так же хорошо опционный фонокорректор усилителя, но вне зависимости от этого всегда можно воспользоваться внешним.

EXPOS

EXPOS

EXPOS

EXPOS

  Во времена, когда я впервые познакомился с продукцией Exposure, среди тех, кто присматривал себе аппаратуру, выделялись две основные группы. Представители первой приходили с дисками Dire Straits, представители второй доставали из сумок и портфелей Pink Floyd, выбор третьей, самой малочисленной группы, был непредсказуем. Так вот, спустя столько лет, мне остаётся констатировать, что современные изделия Exposure ничуть не утратили ни динамики, ни разрешения, ни того очарования и мистической связи с британским роком, которые и делали выбор звукового тракта столь предсказуемым. И как бы это нас ни огорчало, люди не вечны. И музыканты нашей молодости уходят один за другим. А Exposure остаётся.

 Вывод

Exposure 3010S2 — замечательные аппараты, совершенные в своей логической законченности и превосходно передающие не только звуки, но и дух любого музыкального жанра или стилистического направления. От сонетов до регги. Немалый по меркам Hi-Fi опыт производства — гарантия идеально выверенного конструктива. Непроходящая востребованность продукции компании — залог её высокого качества. Ценовая политика фирмы — не проявление альтруизма, а разумное и даже в чём-то прагматичное желание приобщить к хорошему звуку как можно больше людей. Потому что эти самые люди и заставляют меняться мир. А он на всех один. Как и музыка.

Контрольная система

Акустические системы Piega Classic 80.2;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
сетевые кабели QED Qonduit P-MC;
межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Комментариев 0

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Забыли пароль?