Рубрика ОБЗОРЫ

Виктор Серебряков

Транзисторный Ренессанс

Предварительный усилитель Sugden Sapphire DAP800
Оконечный усилитель Sugden Sapphire FBA800

   Джеймс Эдвард Сагден родился в июле 1936 года в небольшом городке Клекхитон, что в Западном Йоркшире. Во время Второй Мировой войны переехал с мамой и бабушкой в Блэкпул, но уже в 1944 году вернулся в родные пенаты, а после ее окончания был отдан в школу Уитклиф Маунт, которую и закончил в 1953 году, поступив затем в электротехнический институт при компании EMI, где получил степень по физике и математике, а также сертификат по электросвязи. В 1957 году Джеймс в качестве младшего инженера заступил на службу в EMI, где и проработал следующие три года, занимаясь как звуковым оборудованием для телестудий, так и военными разработками.

   Затем была работа на телекомпанию Granada Television, а в свободное время — производство в рамках собственной фирмы Research Electronics контрольного инструментария, в частности — элементов дозиметров. Что же касается хобби, то Джеймс увлекался музыкой и техникой для ее воспроизведения. В середине 60-х гг. как раз появились первые усилители на германиевых транзисторах взамен изрядно надоевших к тому времени ламп. К сожалению, их появление послужило поводом для возникновения термина «транзисторный звук», до сих пор имеющего резко негативный оттенок. Причины этого явления очевидны: в погоне за большей мощностью и меньшим энергопотреблением (относительно ламповых схем) большинство разработчиков переводило свои изделия в глубокий класс В, в котором переходные искажения особенно слышны на низких уровнях громкости. Джеймс спроектировал и изготовил две модели оконечных усилителей, Si 402 и Si 403, функционировавших, при прочих равных, соответственно в классах А и В. Первая модель предназначалась для последующей продажи, вторая — если так можно выразиться, для показательной порки, как раз на примере измерения уровня искажений в зависимости от мощности. Статья с результатами исследования была опубликована в ноябре 1967 года в старейшем британском профильном издании Hi-Fi News. Примерно в это же время была зарегистрирована компания J.E.Sugden и объявлена розничная стоимость модели Si 402 — в переводе на рубли и с учетом инфляции почти 100 тысяч. Кстати, Si в названии модели означало вовсе не кремний, как материал полупроводниковых элементов, а Scientific instrument. Но даже в качестве научного инструмента модель была слишком дорога для успешных продаж.

SUGD800

Предварительный усилитель Sugden Sapphire DAP800  (212 850 руб.)
Технические характеристики
(по данным производителя)

Входная чувствительность

120 мВ

Выходное напряжение

9 В

Частотный диапазон:

 

0 дБ

15 Гц-98 кГц

-3 дБ

8 Гц-125 кГц

Отношение сигнал/шум

>85 дБ

Искажения (1 кГц, 1 В)

<0,05%

Габариты

120 х 430 х 340 мм

Масса           

10 кг

 SUGD800

  К апрелю следующего года, заручившись поддержкой компании Richard Allan Radio, местного производителя акустических систем, Джеймс выпускает легендарную модель A21. Мало того, что этот усилитель из оконечного стал полным и вдобавок оснащенным фонокорректором, так он еще и стоил вдвое дешевле. А его название, как я понял, означало 21-ю годовщину существования Richard Allan Radio. Относилась ли буква А к классу или месяцу — мне неизвестно. Тогда же было начато производство пары из предварительного и оконечного усилителей C41/A41. Предварительный усилитель не имел собственного блока питания и подключался к источнику постоянного тока от оконечного усилителя. Сделано это было для уменьшения помех и шумов и возможности размещения в непосредственной близости от проигрывателя. Функция Quiet была в чем-то аналогична тонкомпенсации и осуществляла частотнозависимое ослабление сигнала.

SUGD800

 

SUGD800

SUGD800

SUGD800

SUGD800

  В конце 1968 года модель A21 выходит уже под брендом J.E.Sugden, и к середине следующего года их было продано порядка полутысячи штук. После года производства выпускается A21 Series 2 с несколько измененной схемотехникой и более мощными транзисторами в выходных каскадах. Тогда же выходит и новая пара C51/A51. Дальнейшее — уже история, и нам предстоит познакомиться с одной из наиболее поздних ее страниц. В марте прошлого года было объявлено о выпуске серии Sapphire, в составе предварительного усилителя со встроенным ЦАПом DAP800 и оконечного усилителя FBA800. Их-то мы и протестируем сегодня.

SUGD800

 

SUGD800

 Оконечный усилитель Sugden Sapphire FBA800  (321 640 руб.)
Технические характеристики
(по данным производителя)

Входная чувствительность

735 мВ

Выходная мощность, 8 Ом

40 Вт

Частотный диапазон:

 

0 дБ

20 Гц-80 кГц

-3 дБ         

0,6 Гц-113 кГц

Отношение сигнал/шум

>96 дБ

Искажения (1 кГц, 1 В)        

<0,05%

Габариты

206 х 430 х 460 мм

Масса           

25 кг

 Конструкция

  Конструкция предварительного усилителя проста до аскетичности. В блоке питания используются два трансформатора: с Ш-образным сердечником номиналом 15 Вт — для цифровой части и тороидальный на 50 Вт — для аналоговой. Более того, при отсутствии необходимости цифровой блок можно отключить тумблером на задней панели.

  Оконечный усилитель выполнен по полностью балансной мостовой схеме, то есть без земляных клемм для подключения акустических систем, все четыре терминала «горячие». Каждое плечо каждого канала представляет собой однотактный усилитель, включенный в противофазе относительно другого плеча, при таком подходе не требуется использования комплементарных пар биполярных элементов, что мы и наблюдаем: в данном случае в аппарате трудятся 8 штук 2SC2922 (180 В/17 А/200 Вт). Для сравнения — в самом первом А21 было установлено 4 штуки BD121 (35 В/5 А/45 Вт). В блоке питания используется тороидальный трансформатор номиналом 350 Вт и четыре фильтрующие емкости по 6800 мкФ. Естественно, что изготовлены оба аппарата в Англии. 

 Прослушивание

  Технику с надписью Sugden не очень часто удаётся увидеть на полках аудиосалонов или страницах аудиоизданий, а откровенно говоря, жаль. В моём представлении это один из немногих бастионов, гордо вздымающих знамя класса А посреди земель, сдавшихся на милость цифровым форматам и усилителям класса D. Аскетичность внешнего облика новинок от Sugden словно призвана лишний раз подчеркнуть исключительно аудиофильскую парадигму производителя, хотя в целом аппараты смотрятся весьма и весьма гармонично, и аллюзии на ретро не выглядят попыткой привнести в их облик винтажные нотки. Скорее, это некий здоровый консерватизм. Отголоски эпохи бескомпромиссного подхода в нынешнюю эпоху перемен. Идеальная симметрия органов управления и элементов индикации в предварительном и в оконечном усилителе воспринимается как внешнее проявление внутреннего стремления разработчиков к абсолюту. От себя добавлю, что это проявляется не только визуально, но и на уровне тактильных ощущений. Поворот селектора входов или регулятора громкости создаёт именно ту физическую нагрузку, которая воспринимается как оптимальная. То, что в автомобилестроении назвали бы чувством дороги или отзывчивостью руля. Она не заставляет чрезмерно напрягать кисть, но и не позволяет органам управления прокручиваться с легкостью, характерной для китайских поделок. Или над этим поработал специалист по эргономике, или это бессознательное проявление таланта разработчика. Бывает и так. А возможно, просто так встали звёзды. Может быть, я уделяю этому аспекту чрезмерное внимание, но масса людей моего поколения, начинавшая свой путь в аудио с кассетных и катушечных магнитофонов, меня поймет. Тактильные ощущения — немаловажная часть взаимодействия с техникой. Такое правило. Прежде чем польётся Музыка — необходимо нажать Кнопку.

SUGD800

  Я ставлю первую вещь — «Set The Controls For The Heart Of The Pelvis» с диска «Oedipus Schmoedipus» Барри Адамсона и под стилизованный отсчёт с командного пункта погружаюсь в роскошный госпел, сдобренный изрядной иронией (что видно хотя бы из названия диска и композиции). Нарастающее напряжение композиции, ожидание кульминации, неожиданная, я бы сказал — изобретательная партия ритм-секции и церковный (баптистский) хор на заднем плане воспроизводятся ясно, энергично, весело. Композиция наполнена воздухом и яркостью красок. Усилители демонстрируют потрясающую детальность — и все же, кажется, чего-то не хватает.

SUGD800

SUGD800

SUGD800

  Меняю диск, и вот уже AC/DC радостно поют оду тринитротолуолу. Sugden старательно выводят каждую ноту и каждый гитарный пассаж, но ощущение неполновесности звучания не покидает. Никто не слушает AC/DC ради мелизмов и интонаций. AC/DC — это напор и прямолинейность, порой граничащая с выпадением в пубертатный период. Это гормоны, затуманивающие мозг, и изрядная доля агрессии — а понятия «агрессия», похоже, в словаре разработчиков Sugden и нет. Не могу сказать, что меня это огорчает: я, признаться, и сам слушаю легендарную австралийскую команду исключительно в качестве тестового материала. Слушать их на полном серьёзе в моём возрасте уже как-то несколько неприлично. Поразмыслив, я достаю диск Джей Джей Кейла «#8». «Money Talks». И всё, как по мановению волшебной палочки, встаёт на свои места. Тут и ощущение объёма, и точность интонирования, и потрясающая детальность вкупе с кристально чистым звучанием инструментов. Пара «Сапфиров» способна вытянуть из хорошей записи мельчайшие нюансы, заставить блестеть, кажется, навсегда потускневшие от времени раритеты. Впрочем, это не относится к «Fragile» Стинга. От этой композиции всегда будет исходить флёр грусти и ощущение свежести. В интерпретации Sugden она звучит так, как будто фонограмму только что вынесли из студии, и фейдеры на пульте остались в том же положении. Явственный призвук гитарного нейлона, умопомрачительная глубина и настроение. Настроение, которое моментально затягивает и подчиняет неторопливому гитарному наигрышу (его Стинг исполняет лично). И снова безусловное попадание в десятку. Определённо Sugden чрезвычайно одарены в музыкальном отношении относительно тонких материй. Ради чего и создаются усилители класса А.

SUGD800

  «Resurrection» Delerium Sugden преподносят как откровение. В звучании комплекта явно угадывается некий реверанс труду музыкантов и звукорежиссера. Звуковое пространство приобретает дополнительное измерение и кажется поистине бездонным. Пульсирующие ритмы действуют гипнотически, а «порхающие» эффекты заставляют крутить головой в поисках источника звука.

  Мне очень понравилось воспроизведение Sugden камерных составов. Эта музыка приобретает особую глубину и особый смысл. Я не уверен, что «Сапфиры» создавали именно для этого, но точно знаю, что они идеально для этого подходят. Как сказал один из героев бессмертной пьесы Островского: «Для меня невозможного мало».

 Вывод

DAP800 и FBA800 никогда не станут бестселлером года или месяца. Есть четкая грань между объектами массовой культуры и вещами эксклюзивными. Их коммерческий успех заранее определен уровнем общественного сознания, но это никогда не останавливало тех, кто занимается настоящим искусством. Увы, таковы реалии. Что же до Sugden, то с ним все будет хорошо, хотя бы потому, что компания предлагает решения, которые прежде казались реализуемы исключительно с помощью однотактных ламповых усилителей. И в этом нежелании следовать духу времени, в этой тяге к корням и бескомпромиссности, я предрекаю этим усилителям успех немногочисленной, но самой преданной аудитории. Тех, кто способен слушать музыку не только ушами, но всем сердцем.

Контрольная система

CD-транспорт North Star Model 192;
цифро-аналоговый преобразователь North Star Supremo;
акустические системы Audio Physic Cardeas plus+;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
цифровой кабель Harmonic Technology Cyber-Link Silver;
цифровой кабель QED Performance USB A-B Graphite;
цифровой кабель QED Reference Optical QUARTZ;
межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
межблочные кабели Musical Wire Cadence Signature;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603. 

Комментариев 0

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Забыли пароль?