Рубрика ОБЗОРЫ

Владислав Чермошенцев

Ностальгия — двигатель прогресса

Акустические системы Casta Model B

   Роберто Титтарелли — прямо-таки архитипичный разработчик аппаратуры класса high end. В возрасте 13 лет он собирает свой первый 5-ваттный усилитель, что характерно — в подвале собственного дома. В качестве колонок используются динамики от старых телевизоров и радиоприемников, вставленные в картонные коробки. Жажду знаний в это время удовлетворяют как специализированные издания по аудиотехнике, так и два соседа, один из которых — владелец небольшой частной радиостанции, а второй — аудиофил-энтузиаст. Наступление совершеннолетия совпало по времени с первыми сведениями о рупорных акустических системах; впрочем, сведения эти на тот момент носили, скорее, теоретический и фрагментарный характер, поскольку ни производители, ни пресса не жаловали этот тип акустического оформления, считая его уделом профессиональных громкоговорителей.

   Лет 20 назад, в рамках продолжающихся экспериментов по поиску идеальных звукоизлучателей, Роберто приобрел пару планарных акустических систем, которые впоследствии продал, будучи неудовлетворен их динамическими способностями. Однако же тембральный характер звукоизвлечения пришелся ему по душе. Все шло к тому, что «хочешь сделать хорошо — сделай сам». В итоге, заручившись поддержкой своего помошника и инженера-акустика Мауры Скудери, он учреждает компанию, название которой дали фамилии ее основателей, а основным профилем деятельности стал выпуск акустических систем под торговой маркой Casta.

   Решено было сделать упор на рупорное акустическое оформление — как имеющее минимум три очевидных преимущества: высокую чувствительность и контролируемую направленность звукоизлучения, а также (как отчасти следствие первого пункта) — являющееся легкой нагрузкой для усилителя. В настоящий момент модельный ряд состоит из двух серий, Reference и Excellence. Мы протестируем колонки из первой, под индексом B.

Корпус пирамидальной (в горизонтальном сечении) формы изготовлен из березовой фанеры и окрашен в нейтральный черный цвет, что же касается лакированных боковых накладок, то это — тюльпанное дерево. 8-дюймовый НЧ-динамик с целлюлозным диффузором и характерным отверстием в пылезащитном колпачке имеет закрытое акустическое оформление, а СЧ/ВЧ-излучатели нагружены на бирадиальные рупоры без предрупорных камер. Производитель называет эту технологию Zero Compression Direct Front Loading. Частоты раздела полос — 1,5 и 5 кГц. На задней панели расположена единственная пара клемм для подключения усилителя и проволочный потенциометр для регулиров­ки отдачи в верхнем регистре АЧХ в пределах ±3 дБ. Изготовлены колонки в Италии.

Акустические системы Casta Model B (360 000 руб.)
Технические характеристики (по данным производителя)

Чувствительность 94 дБ
Импеданс 8 Ом
Частотный диапазон 35 Гц-20 кГц
Мощность 20 Вт
Габариты 380 х 340 х 1010 мм

Casta

Прослушивание

   Сколько раз мы могли поймать себя на ощущениях, которые можно было бы описать как «неясное томление». Речь не о тургеневских барышнях — напротив, я имею в виду юношей не юных, но зрелых и искушённых, тех, что захотели приобщиться к прелестям «хайфая», тех, кого смущает плохо скрываемая маркетинговая составляющая ценообразования и разухабистый тип коробейника, нахваливающего свой товар и при этом путающего «сено» с «соломой». Так и появляется мотив найти что-нибудь необычное, нестандартное. И мотив оформляется в желание.

   У современного человека, видящего рупор на акустической системе, непроизвольно возникает мысль: «Зачем этот прошлый век?» А ведь и в самом деле, рупоры когда-то знаменовали собой эру начала звуковоспроизведения. Но память о тех временах померкла, практические знания истончились в силу узкой специализации, визуальное восприятие вызывает частичный ступор. Когда-то и я смотрел на рупорные системы как на экзотику. По сути, всё, что я знал о рупорах, говорило мне, что смысла в их использовании в домашних версиях акустических систем нет. Не потому, что плохо, — потому, что дорого. Но вот передо мной стоят две акустические системы с рупорным оформлением СЧ/ВЧ-секций, доказывая самим фактом своего существования мою неправоту и пробуждая желание поскорее приобщиться к таинствам рупорного звучания.

Casta

   Я ставлю в лоток CD-проигрывателя «Севильский цирюльник» Россини. И результат оказывается для меня неожиданным. Casta B воспроизводят шедевр Россини фантастически, и прежде чем появляется мысль о тембральной или эмоциональной аутентичности, в мозгу зарождается вопрос: «Какого же года эта постановка?», — потому как временная дезориентация полная. Как и эффект погружения.

Casta

  В процессе прослушивания у меня возникло чувство, что я слышу классику из «уст» Casta B несколько иначе, чем все остальные, словно мне заранее выдали номера выигрышных билетов, хотя понимаю, что дело в порции эндорфинов. И, движимый желанием исследовать предмет со всех сторон, кардинально меняю музыкальный стиль.

Casta

   «Indestructible» с одноимённого альбома Disturbed сотрясает комнату прослушивания. Надрывный вокал с темпоритмом из серии «я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал» наделяет Casta какой-то запредельной неистовостью, попутно разрушая миф о том, что рупорные акустические системы не в состоянии пережить празднование дня ангела, свадьбы и почетных проводов на пенсию. А ведь любой имеет право на ритуальный залп из всех стволов вверх, навсегда прощаясь с работой, свободой, молодостью. «Torn» от Disturbed — яркий пример того, как можно остаться на этой стороне общепринятых ценностей, выплеснув всю свою ярость и нонкорфомизм в энергию струн.

  Я ставлю диск с записью одного из выдающихся вокалистов хард-рок-метал-сцены Йорна Ланде и следую каждой клеткой своего тела за перипетиями либретто и слаломом его вокала. Звучит «Missing you». В такие моменты думаю, что акустическим системам можно было бы простить всё — и, глубоко вдохнув, метнуть купюру в «оркестр». В случае, если вдруг баса окажется недостаточно, системы следует расставлять ближе к стенам и углам, благо форма способствует. Доворот на слушателя приносит, скорее, моральное облегчение, нежели хоть сколь-нибудь угадываемый профит физического толка. Рупорное оформление ВЧ-секций дарит нам расширенную диаграмму направленности. Не могу удержаться от фразы « как в старое доброе время».

   Я не готов ответить на вопрос, зачем производитель украсил свои АС столь старомодными, на первый взгляд, рупорами. Что возобладало и перевесило в конкретном решении — соображения стиля/маркетинга или же ответственный выбор технологического решения? Я лишь могу констатировать, что это крайне удачное решение. Хотя не для меня. Потому что если раньше я просто заглядывался на бирадиальные рупоры в салонах, то теперь это может стать моей навязчивой идеей.

   «Darkness Darkness» от Роберта Планта — одновременно лакмус и планка для Casta B. Проверка на способность адекватно воспроизвести голос одного из выдающихся вокалистов ушедшего столетия и не растерять при этом внутреннего драйва композиции. «My Turn» от Роджера Гловера завершает «допрос инквизиции» с целью выявить сильные и слабые стороны Casta B в плане «заискрить и зажечь». И по результатам теста — полное соответствие.

Casta

   Блюз изделия Роберто Титтарелли отыгрывают с изрядной долей бравады, словно тюльпанное дерево ещё помнит дребезжание струн у костра. Всё тот же Гловер залихватски отбивает «Queen Of England», даром что стилистически песни отстоят друг от друга на расстояние Атлантики. А «цветной» бэк-вокал подчеркивает космополитизм автора и готовность систем блистать и в блюзовом жанре.

Casta B великолепно воспроизводят звучание духовых. Всё, что имелось в моём арсенале, они отыграли на ура. Особенно порадовали записи Криса Ботти. Определённо раструб трубы и раструб динамика — явления одного порядка. Ставлю запись Тиля Броннера, и Casta выдают совсем другую картинку, — эмоционально другую. Впитывая в себя хрипловатый тембр трубы с сурдиной, они рисуют меланхолию с чертами отрешённости, свойственную, скорее, полночному потоку мыслей парижанки где-нибудь на мосту Мирабо.

   Пытаясь свести калейдоскоп ощущений в пару-тройку связных предложений, я бы упомянул о том, что, на мой взгляд, во-первых, современным производителям отчаянно не хватает смелости и они продолжают производить однотипные ящики без оглядки на необъятный опыт предшественников. Во-вторых (для явных приверженцев традиционных АС), рупор — это не приговор, а, скорее, обещание. И в-третьих: если история часто заставляет нас обращаться к истокам, может быть, само провидение подталкивает нас к мысли о том, что пора повнимательнее присмотреться к рупорным акустическим системам?

ВЫВОД

Casta B — яркий пример того, как можно создать акустическую систему, одновременно и современную, и наследующую традиционные классические наработки. Она предстает правопреемницей аналогового звучания, смело вторгаясь в эпоху цифрового звука. Она — редкий и удивительный компромисс и удачный выбор как для приверженца классических систем, так и для нонконформиста, который хранит аудиозаписи на цифровом носителе. Но, как всегда, Casta B лучше один раз услышать, чем пять раз о них прочитать.

Контрольная система

CD-транспорт Accustic Arts Drive II;
ЦАП Accustic Arts Tube DAC II Mk 2;
полный усилитель VTL IT-85 Series II;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
цифровой кабель Harmonic Technology Cyber-Link Silver;
межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Комментариев 0

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Забыли пароль?